Дежурство – одна из форм организации труда детей. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.
Воспитанники детского сада помогают младшим воспитателям накрывать на стол в соответствии с меню, которое известно от воспитателя. Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол посудой, заранее приготовленной помощником воспитателя. В старшей группе «Ягодки» воспитатель Васильева Л.М. создает ситуацию взаимозависимости коллектива детей и дежурных: поднимается авторитет дежурных, становится привлекательно выполнение обязанностей. При оценке дежурных особенно подчеркивает взаимопомощь дежурных друг другу, слаженность работы. Руководя работой дежурных, Любовь Михайловна закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола надо поставить хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».
Но на этом дежурство не заканчивается – после завтрака (обеда, уплотненного полдника) нужно убрать все со стола, навести порядок: убрать тарелки, салфетницы, хлебницы, собрать ложки и вилки. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду. Важной задачей организации дежурства в дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитывать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.